Когда физическое лицо намеревается признать себя банкротом, ему предстоит соблюсти определенную процедуру, которая состоит из последовательных этапов и по времени растягивается на несколько месяцев. Первым шагом, наиболее ответственным, становится оформление и передача заявления в арбитражный суд или в МФЦ. В данном случае предстоит не просто описать ситуацию и рассказать о причинах, которые стали поводом для наступления финансовой несостоятельности, но и облачить это в юридически грамотную форму.
От того, насколько подробно и качественно будет составлено заявление о банкротстве, зависят ход дальнейшей процедуры и судебное решение. Что нужно для подготовки обращения, из каких частей оно состоит и какие дополнительные документы потребуются — разберем подробнее.
Кто может выступить заявителем?
Правом объявить о невозможности дальнейшего исполнения финансовых обязательств наделяются все совершеннолетние граждане РФ. Если человек оформил крупный кредит или взял несколько микрозаймов под высокий процент, при этом не рассчитал силы и утратил способность обслуживать свои долги, то государство дает ему шанс избавиться от непомерной нагрузки и не загонять себя в долговую яму.
Фактически воспользоваться своим правом и подать заявление о банкротстве может любой человек, который по объективным причинам не может в дальнейшем вносить платежи по кредитам, оплачивать услуги ЖКХ или исполнять иные обязательства. Сумма сформированной задолженности при этом не играет особой роли. Даже если долг пока не образовался, но гражданин видит, что в будущем этого не избежать, то он также может объявить о своей неплатежеспособности.
В перечень основных признаков, указывающих на неотвратимость дефолта по финансовым обязательствам, входят:
- нарушение утвержденного с кредиторами графика оплаты кредита и погашения иных платежей;
- размер образовавшейся задолженности превышает суммарную стоимость имущества, которым владеет должник;
- по результатам исполнительного производства судебные приставы официально вынесли постановление об отсутствии имущества, которое может быть использовано для покрытия возникшего долга.
Физическое лицо в статусе индивидуального предпринимателя тоже может оформить заявление о банкротстве. Но в таком случае существует один принципиальный момент: прежде чем заявить о дефолте по платежам, ИП должен не менее чем за 15 дней до подачи заявления опубликовать информацию о своем намерении на федеральном портале «Федресурс». Для этого потребуется привлечь нотариуса.
Помимо права, которым может воспользоваться каждый гражданин, законодательством определена и обязанность объявлять о своей финансовой несостоятельности. Это необходимо делать, когда сумма долга увеличилась до полумиллиона рублей, и должник больше не может гарантировать обслуживание такой задолженности. В подобных ситуациях закон обязывает подавать заявление о банкротстве в арбитражный суд. Причем это нужно сделать в 30-дневный срок с того момента, когда физлицо узнало о невозможности дальнейшего внесения платежей по кредиту. Если проигнорировать требование о соблюдении сроков извещения о предстоящем банкротстве, то гражданина могут оштрафовать на сумму от одной до трех тысяч рублей.
Наконец, еще одна категория заявителей — это кредиторы. В таком качестве могут выступать не только банки или микрофинансовые организации, выдавшие гражданину кредит, но и другие заинтересованные ведомства. К примеру, под закон о банкротстве попадают все финансовые обязательства физического лица, включая оплату услуг ЖКХ, налогов, штрафов ГИБДД и прочих платежей. Исключение составляют только алименты, их списание исключается.
Содержание заявления о банкротстве
Четкой регламентированной формы для такого заявления не разработано, поэтому заявитель указывает все обстоятельства произошедшего в свободном формате и подкрепляет слова документально. Поскольку нужно прикладывать определенный перечень документов, то приступать к составлению заявления нужно только после того, как все необходимые бумаги будут на руках. Учитывайте, что каждая ситуация индивидуальна, потому набор документов различается. Для подготовки списка всего, что потребуется, рекомендуется предварительно проконсультироваться с опытным юристом.
Несмотря на отсутствие определенных требований к формату изложения информации, документ подготавливается с соблюдением определенной структуры. К числу основных частей относятся следующие элементы:
- Официальная часть с обозначением заявителя и органа, в который он обращается (шапка).
- Основной текст, описывающий обстоятельства произошедшего.
- Просительная часть, в которой содержится основное требование заявителя.
- Приложение, которое состоит из подборки собранных заявителем документов (копий).
Заполнение шапки
В шапке заявителю предстоит точно указать:
- название судебного органа и адрес его расположения (выбор конкретного территориального подразделения зависит от адреса регистрации заявителя, в отдельных ситуациях допускается подавать обращение по временной регистрации);
- персональные данные заявителя. Помимо фамилии, имени и отчества обязательно нужно представить номер ИНН и СНИЛС (без них заявление не будет принято), указать адрес регистрации в соответствии с паспортом, а также обозначить способы связи (телефон, e-mail при наличии, факс и другие);
- перечислить всех кредиторов, перед которыми имеются неисполненные обязательства, и указать адреса расположения организаций.
Если интересы физического лица представляет доверенное лицо, то дополнительно указываются его ФИО и реквизиты нотариально оформленной доверенности.
Заполнение основной части
В основной части заявления о банкротстве необходимо последовательно отразить следующую информацию:
- привести общий размер сформировавшегося долга и расписать его отдельно по каждому кредитору;
- перечислить все виды имущества, которым владеет должник, и указать примерную стоимость каждого объекта;
- указать место работы, представить сведения о получаемой заработной плате и прочих доходах;
- обозначить счета и кредитные карты, указав наименование банков и БИК;
- охарактеризовать семейное положение и указать на наличие иждивенцев (недееспособных родителей, несовершеннолетних детей или иных лиц, взятых под опеку);
- перечислить крупные сделки, в которых участвовал заявитель на протяжении последних трех лет, или уведомить судебные органы об их отсутствии.
Дополнительно рекомендуется указать обстоятельства, в результате которых физическое лицо утратило способность самостоятельно обслуживать свои долги. В качестве таковых обычно выступают:
- потеря работы;
- заболевание или травма, из-за которых человек утратил работоспособность;
- длительное отсутствие постоянного заработка;
- расширение семьи или возникновение иных обязательств по содержанию родственников и т. п.
Каждый из приведенных пунктов предстоит подтвердить документально. Поэтому заранее стоит позаботиться и подготовить копии приказов о сокращении штата, медицинские документы и листки нетрудоспособности, справки о назначении инвалидности и сопутствующие бумаги. Если заявитель не может документально подтвердить факты, из-за которых наступил дефолт по платежам, то такую информацию указывать в заявлении о банкротстве не стоит.
Суд внимательно будет изучать представленные сведения и на основании изложенных данных вынесет решение об обоснованности требований, а также определит дальнейшую последовательность действий. Если должник докажет, что у него нет возможности для восстановления платежеспособности, то процедуру проводят в упрощенном порядке — пропускают этап реструктуризации и сразу переходят к продаже собственности.
ВАЖНО! Исковое заявление для суда — это юридический документ, который подготавливается по особым правилам. Здесь важно четко и последовательно излагать свою позицию, приводить выдержки из законов, подкреплять слова документами и прочими доказательствами. Лирических отступлений и сгущения красок по поводу тяжелой финансовой ситуации нужно избегать.
Заполнение просительной части
Это одна из критически важных и обязательных частей заявления, поскольку в ней формулируются основные требования заявителя. Они должны быть четкими. Поскольку речь идет о признании физического лица банкротом, то в просительной части указывают именно это. Дополнительно нужно указать возможные варианты проведения процедуры (просить о реструктуризации долга или сразу переходить к продаже имущества), а также предложить кандидатуру финансового управляющего. Каждый из этих пунктов имеет определенные нюансы.
К примеру, если ежемесячный доход потенциального банкрота выше прожиточного минимума по региону, то бесполезно просить суд о реализации имущества и списании долга. Вероятнее всего, по заявлению будет назначена процедура реструктуризации. Поэтому изначально нужно объективно оценить собственные возможности и выбирать наиболее подходящие способы банкротства.
Что касается выбора саморегулируемой организации, из членов которой будет выбран финансовый управляющий, то здесь также рекомендуется провести некоторую подготовительную работу. Как минимум, связаться с представителями СРО и получить от них предварительное согласие на ведение дела. Пренебрегать консультацией экспертов не стоит, поскольку в случае отказа СРО суд не сможет назначить финансового управляющего, а это ведет к прекращению дела и отказу в удовлетворении требований должника.
Необходимые документы
Когда просительная часть будет подготовлена и оформлена должным образом, следующим шагом становится перечисление документов, прилагаемых к заявлению о банкротстве. Следует внимательно подойти к составлению перечня, поскольку несоответствие с указанными в списке бумагами и представленными копиями повлечет за собой отказ в принятии иска.
Помимо документов, которые подтверждают позицию заявителя, дополнительно прикрепляются к заявлению:
- квитанция об оплате государственной пошлины;
- справка о внесении депозита на оплату услуг финансового управляющего;
- почтовые документы, удостоверяющие извещение кредиторов о начале процедуры банкротства.
Передача заявления о банкротстве
Заявление о банкротстве передают в канцелярию арбитражного суда лично, направляют его по почте (одновременно с этим рассылают копии заявления каждому кредитору) или размещают через интернет-сервис «Мой арбитр». Если процедура проходит по упрощенной схеме через МФЦ, то гражданину необходимо обратиться в территориальное представительство данной службы и передать бумаги специалистам центра на личном приеме.
Напомним, что упрощенная процедура банкротства через МФЦ возможна при наличии долга в размере не менее 25 тысяч и не более 1 миллиона рублей, а также вы должны соответствовать одному из нижеперечисленных условий:
- судебные приставы уже пытались взыскать долги, но не смогли это сделать законным образом и закрыли исполнительное производство, и на момент подачи заявления новых исполнительных производств нет;
- вы получаете только пенсию и другим доходом, имуществом не располагаете, требования по исполнительному листу, выданному не позднее, чем за год до начала внесудебного банкротства не исполнены или исполнены в части;
- вы получаете ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка и другим доходом, имуществом не располагаете, требования по исполнительному листу, выданному не позднее, чем за год до начала внесудебного банкротства не исполнены или исполнены в части;
- требования по исполнительному листу, выданному не позднее, чем за семь лет до начала внесудебного банкротства не исполнены или исполнены в части;
Форма заявления для банкротства через МФЦ утверждена законодательно, поэтому важно правильно заполнить все части и обязательно привести список кредиторов. Долги, которые не были указаны в заявлении, не списываются.
Сроки рассмотрения заявок о банкротстве
Сроки проведения всех процедур, которые предусмотрены в рамках банкротства, зависят от того, по какой схеме осуществляется процесс:
- если гражданин банкротится через МФЦ, то между подачей заявления и получением судебного решения проходит от 15 дней до трех месяцев. На непосредственное проведение процедуры требуется еще до полугода. В результате весь процесс может занять до девяти месяцев;
- если физическое лицо банкротится по классической схеме через арбитражный суд, то процесс растягивается по времени и занимает до одного года. Все потому, что финансовому управляющему предстоит описать имущество, назначить и провести торги, после чего распределить вырученные средства по кредиторам.
В случае обнаружения ошибок, неточностей, искажения сведений или представления неполного перечня документов заявление о банкротстве может быть отклонено или оставлено без движения до того момента, пока не будут устранены недочеты. Поэтому на этапе подготовки следует заручиться поддержкой опытных юристов. Эксперты по банкротству помогут составить юридически грамотное и мотивированное заявление, спрогнозируют вероятные риски, примут меры для их предотвращения и будут сопровождать на всех этапах проведения процесса.