Когда говорят о ситуации в российской экономике, часто используют слово «кризис». Особенно, когда речь заходит о малом и среднем бизнесе. В этой сфере институт банкротства процветает, и все больше компаний объявляют себя неплатежеспособными. Как этого избежать, помочь предпринимателям развивать бизнес и сохранять рабочие места?
Банкротство в законе
Государственная Дума рассматривает законопроект, который вносит значимые поправки в законодательство о банкротстве.
Речь идет об отказе от неэффективных процедур, таких как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление, а также внедрении новой процедуры — реструктуризации.
Ее цель — позволить должнику расплатиться с кредиторами, продолжить работу, сохранить рабочие места и в конечном итоге вернуться к полноценной деятельности без долгов. В рамках этой процедуры могут приостановить взыскание по исполнительным производствам, не будет начисляться неустойка, будут созданы условия, способствующие погашению долга на фоне непрерывной работы.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, по статистике Единого федерального реестра сведений о банкротстве за 2019-2020 годы, доля удовлетворенных требований кредиторов составляет менее 5%. Доля процедур, в которых выплаты кредиторам не производились, около 60%. Процент ежегодно вводимых реабилитационных процедур банкротства организаций — менее двух. «При этом в международной практике доля реабилитационных процедур значительно выше и, например, в США за 2020 год составила около 35%», — говорится в документе.
Эффективны ли существующие реабилитационные процедуры банкротства?
Однозначно «нет», говорят эксперты. Заместитель директора департамента законотворческой деятельности Торгово-промышленной палаты РФ Илья Селиванов на одном из форумов в Петербурге заявил, что сейчас реабилитационные процедуры банкротства не работают. Это связано отчасти с тем, что кредиторы и должники мало взаимодействуют и не доверяют друг другу. А наблюдение — процедура, которая создает риски для кредиторов. Многие должники, используя незаконные схемы, пытаются всеми возможными способами вывести наиболее стоящие активы. И кредиторы ничего не получают.
«Что касается финансового оздоровления, оно также вводится судом после первого собрания кредиторов и является реабилитационной процедурой наряду с внешним управлением. И вместе с тем, на практике мы видим, что она плохо работает, потому что должники пытаются скрыть финансовое положение. Это приводит к такой в своем роде точке невозврата, после которой восстановить платежеспособность уже невозможно. Кредиторы со своей стороны также утрачивают доверие к должникам по той причине, что они уже были один раз обмануты и фактически уже просто хотят получить хотя бы какой-то кэш, — считает Илья Селиванов.
Он ссылается на российский опыт, который показывает, что должники заходят в процедуры банкротства только тогда, когда способы погашения кредиторской задолженности исчерпаны. Эффективная предпринимательская деятельность, когда большинство активов предприятия выведены, практически невозможна. Шансы восстановить платежеспособность такого должника равны нулю.
Представитель Торгово-промышленной палаты констатировал, что необходим иной механизм, который бы позволил должникам «оставаться на плаву», а кредитором получить финансовые средства. Им может стать реструктуризация долга.
«Все-таки в прошлом я практик, и практик именно со стороны кредитных организаций. И я понимаю, что реструктуризация — это самое важное, что может быть в банкротстве. Мы как регулятор делаем все по максимуму для того, чтобы она заработала. Банки давно этим занимаются, кто-то лучше, кто-то хуже», — отметил первый заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Илья Торосов.
Он считает, что мораторий на банкротство — тоже про реструктуризацию. Бизнесмен может доказать в суде, что у него сократилась выручка на 20%, и попросить произвести реструктуризацию. И в течение двух лет равными платежами выплачивать долг.
В помощь должнику
В ближайшее время в России может появиться так называемый «Центр медиации». Здесь должник сможет договориться с кредиторами, а госорганы помогут им прийти к взаимовыгодному соглашению.
Председатель Банкротного Клуба Олег Зайцев уверен, что фундаментальная проблема процесса — отсутствие взаимного доверия между должником и кредиторами. Сейчас нет такого пространства, где люди могут обговорить все детали, не опасаясь обмана.
В вопросах урегулирования возврата долга очень важна поддержка, считает заместитель генерального директора АО «Корпорация «МСП» Иван Подберезняк.
«Зачастую попадая в сложную ситуацию, когда дело еще не пришло к формальному банкротству, но уже видны его маячки, предприниматели принимают худшее, наверное, из возможных решений — ничего не делать. Бытует мнение, что реструктуризация — это сложно, дорого, непонятно, и все равно ничего не выйдет. Это категорически не так. Классическая ситуация: заблокированы счета, а это фактически означает смерть компании. Она, скорее всего, скатится в банкротство и будет ликвидирована, рабочие места при этом будут утрачены. Соответственно, здесь мы с коллегами отрабатываем ситуацию, и есть уже конкретные кейсы», — поделился он опытом.
Эксперты в сфере банкротства едины во мнении — не нужно опускать руки, даже если дела идут хуже некуда, и контроль над ситуацией, казалось бы, утрачен. Все заинтересованные организации, включая ФНС России, работают над тем, чтобы создать должникам возможность реструктурировать долги, а также в добанкротный период получить содействие в поиске оптимальных решений и переговоров с кредиторами.
Источник изображения: Freepik.com